Описание породы лошадей породы русский тяжеловоз

Содержание и разведение

Никаких особенностей содержания, присущих этой породе, не существует. Русские тяжеловозы неприхотливы и способны адаптироваться к любым условиям.

Для мясного и молочного использования лошадей содержат табунами, практически под открытым небом. Для защиты от непогоды сооружают навесы с тремя стенами или возводят ангары. Русские тяжеловозы отлично переносят холод, при наличии достаточного количества сена не мерзнут. На зиму животные обрастают густой и плотной шерстью.

Рабочим лошадям строят сараи и конюшни из недорогих доступных материалов (дерево, пеноблоки). Каждая особь содержится в отдельном деннике, размером 3 на 3 м или 3 на 4 м. Около конюшни необходимо оборудовать выгул, чтобы конь большую часть суток мог находиться на свежем воздухе.

Корм животному необходим простой и сытный. Благодаря небольшим размерам прокормить лошадь несложно. Примерный суточный рацион взрослого коня, находящегося на работе средней тяжести:

  • сено бобово-злаковое — 15–17 кг;
  • овес и ячмень, плющенные или дробленые, — 3–4 кг;
  • морковь — 2–3 кг.

Ежедневный уход за лошадью состоит в чистке шерсти и копыт, расчесывании гривы. Подковывать необходимо лишь особей, занятых на перевозке грузов по твердым поверхностям.

Половой зрелости русские тяжеловозы достигают в 2 года. В это время животных можно отводить на случку. Кобыла вынашивает жеребенка 11 месяцев.

Как правило, роды у русских тяжеловозов проходят быстро и без осложнений. Молока у матки хватает не только для выкармливания собственного жеребенка, ее можно доить. Для успешной дойки лошадь должна доверять дояру и не бояться его. В день за 4–5 доек от одной кобылы можно получить до 7–8 л ценного молока.

Жеребята быстро растут, набирая вес на молоке и подножном корме на выпасе. После 6 месяцев их отнимают от маток и переводят на взрослый рацион. Отмечено, что при табунном содержании на свободном выпасе молодняк набирает вес почти так же интенсивно, как и при конюшенном содержании и кормлении концентратами (зерном).

Порода русский тяжеловоз и по сей день интенсивно используется в сельском хозяйстве и туризме. Чистокровных лошадей содержат в 22 хозяйствах нашей страны. Самым перспективным направлением в использовании породных животных признано молочное коневодство.

Содержание и уход

Как отмечалось выше, одним из положительных качеств русских тяжеловозов является их неприхотливость. Но, как и другим породам лошадей, им необходимы комфортные условия содержания в конюшнях, полноценный уход и рацион. Рассмотрим подробнее особенности содержания данной породы.

Конюшня

Русских тяжеловозов содержат в оборудованных конюшнях.

При этом должны обеспечиваться следующие условия содержания:

  • размер денника — 3,5 х 3,5 м при высоте потолка в 3 м;
  • сквозняки недопустимы, но в обязательном порядке необходимо оборудовать вентиляцию (наиболее распространена приточно-вытяжная);
  • в качестве поилки можно использовать питьевое ведро или автопоилку (она предпочтительней), но эти устройства должны быть выполнены из нетоксичных материалов (качественного пластика, алюминия, нержавейки);
  • к материалу кормушек предъявляются те же требования, что и к поилкам;
  • автопоилки и кормушки монтируются на определённой высоте (обычно 70-80 см от уровня пола), ведро устанавливают на полу денника;
  • пол обычно обустраивают глинобитный, керамзитобетонный или цементный с деревянным настилом (используется доска 50 мм толщины);
  • в качестве подстилки в денниках используют слой опилок, соломы или смесь опилок и торфа;
  • освещение должно быть 16-часовым интенсивностью 160-200 люкс;
  • зимние морозы лошади переносят без проблем, они могут находиться и в неотапливаемой конюшне, навредить им могут только сквозняки и повышенная влажность. Сильную жару переносят хуже. Поэтому в эту пору необходимы регулярное обмывание или обливание из шланга слегка подогретой водой, практикуется также купание.Чрезмерно длительное пребывание животного под прямыми солнечными лучами в жару может привести к перегреву и тепловому удару.

Уборка и гигиена

В целях профилактики заболеваний необходимо проводить визуальные осмотры лошади и выполнять следующие действия:

  • ежедневно чистить денник, кормушку, поилку;
  • каждый день проводить чистку шерсти лошади, а также расчёсывание её гривы, причём если лошадей несколько, то каждая должна быть обеспечена индивидуальным скребком, расчёской и щёткой;
  • после прогулок или рабочего дня необходимо осматривать лошадиные копыта на предмет застрявших там камушков, сучков и т.п.;
  • нужно регулярно осматривать зубы животного, а при наличии механических повреждений зубов или неприятного запаха обратиться к ветеринару.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Особенности экстерьера тяжеловозов

Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.

Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.

Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.

Брабансон (бельгийская рабочая лошадь)

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 165-173 см.
  • Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.
  • Экстерьер: довольно простой формы маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, массивные плечи, глубокий компактный корпус, округлый мощный круп, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Эта превосходного качества хладнокровна сегодня разводится, главным образом, в Брабанте, что в Бельгии. За пределами этой страны она малоизвестна, хотя высоко ценится в США. Раньше брабансонов называли фландрскими лошадьми, которые когда-то были самыми популярными боевыми конями в Европе.

Древним предком этой лошади является доисторическая лесная лошадь

Немаловажно, что брабансоиы стали прародителями многих замечательных пород: кейдесдальской и шайрской, например. Несмотря на всеобщую механизацию, эти кроткие великаны, славящиеся трудолюбием, силой и понятливостью, встречаются во многих бельгийских провинциях.К концу XIX века различались три основные линии бельгийской рабочей: Гро де ля Дантр отличались сравнительно легким строением и гнедой мастью; Гри дю Эйно — животные серой, саврасой и рыже-чалой масти; Колосс де ля Механь — самые крупные и мощные брабансоны

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.


Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

https://youtube.com/watch?v=TYYITD4H9dU

Уход

Уход за лошадьми породы Владимирский тяжеловес должен быть весьма тщательным и продуманным. Существуют некоторые правила содержания животного и ухода за ним, которые категорически нельзя нарушать. Если вы проигнорируете инструкции специалистов, то велика вероятность возникновения негативных последствий – от болезней до летального исхода.

Им может стать денник (отдельное помещение) либо стойло (совмещенное помещение)

Так или иначе, важно, чтобы лошадь контактировала с другими животными. Длительная изоляция может стать причиной разнообразных психических отклонений, агрессии и неадекватного поведения

Именно поэтому более оптимальным вариантом считается стойло. К тому же содержать его гораздо дешевле. В стойле необходимо организовать правильную планировку – каждая особь должна иметь собственное огражденное место.

Кроме этого, важно уделить внимание общему метражу помещения, его площади. Считается, то потолки не должны быть ниже, чем 3 метра, а на одного тяжеловоза должно приходиться не менее, чем 5 квадратных метров. Важно, чтобы конюшня хорошо проветривалась и освещалась

Идеально, если помещение будет оснащено большим количеством окон

Важно, чтобы конюшня хорошо проветривалась и освещалась. Идеально, если помещение будет оснащено большим количеством окон

Пол конюшни может быть изготовлен из нескольких материалов по вашему выбору: дерево либо бетон. Однако второй вариант считается более практичным и долговечным. Кроме того, в нем легко можно организовать сточные канавы. Для того чтобы застелить пол, следует использовать опилки или солому (разрешается использовать их смесь). Толщина настила не должна превышать 5 сантиметров.

Особенно пристальное внимание необходимо уделить температуре воздуха в конюшнях – столбик термометра не должен опускаться ниже, чем 3 градуса тепла по Цельсию. Если вы проживаете в довольно жарком и засушливом климате, то на лето окна стойла следует покрывать светлой тканью, чтобы обезопасить животных от перегрева и теплового удара

Если вы проживаете в довольно жарком и засушливом климате, то на лето окна стойла следует покрывать светлой тканью, чтобы обезопасить животных от перегрева и теплового удара.

Также в конюшне обязательно нужно организовать кормушки и поилки. По общему правилу, они должны быть изготовлены из металла либо дерева. Сверху их рекомендуется оббить жестью. Кормушки и поилки следует устанавливать не ниже, чем на высоте 1 метра.

Важное внимание необходимо уделять уходовым процедурам и мероприятиям. Так, лошадей необходимо регулярно мыть, чистить и расчесывать. Причем это касается как всего тела, так и гривы

Если говорить о купании, то эту гигиеническую процедуру рекомендуется проводить 1 раз в неделю (либо чаще, если существует такая необходимость). Для мытья можно использовать теплую воду и специальные гигиенические и моющие средства, предназначенные специально для лошадей

Причем это касается как всего тела, так и гривы. Если говорить о купании, то эту гигиеническую процедуру рекомендуется проводить 1 раз в неделю (либо чаще, если существует такая необходимость). Для мытья можно использовать теплую воду и специальные гигиенические и моющие средства, предназначенные специально для лошадей.

Кроме этого, необходимо постоянно чистить копыта от грязи и мыть ноги. Это особенно актуально для тех особей, которые используются в сельском хозяйстве. Еще один этап – это чистка и расчесывание. Его рекомендуется проводить с помощью специальных щеток и гребней. Расчесывать и чистить шерсть, а также гриву необходимо по росту волос, а не против него.

Внимания заслуживает и ротовая полость лошади, в частности – состояние зубов. Их необходимо регулярно осматривать на наличие инфекций и заболеваний.

Европейские тяжеловозы

Среди европейских пород лошадей тяжеловозов есть несколько, завоевавших особенную популярность.

Шайры

Аристократический тяжеловоз породы Шайр из Англии — по описанию высокое и массивное животное. В числе предков у англичанина боевые кони рыцарей, прославившиеся в былые времена своими габаритами. Весом жеребцы могут быть до 1,3 т, а в холке достигают 1,9 м. Среди часто встречающихся мастей Шайров — серая и гнедая.

Сегодня порода Шайр стала известна, благодаря своевременному указу английского короля Генриха об активизации разведения лошадей на территории Англии для обеспечения английского сельского хозяйства тягловой силой.

Брабансон

Тяжелоупряжная порода бельгийских лошадей под название Брабансон, иначе называемая Фландрийская, стала известна в средние века. Брабансонов считают одним из предков Шайров. Помимо этого, бельгийцы дали кровь немецким тяжелым коням. Бельгийская порода считается идеальным животным для помощи в сельскохозяйственных работах по причине своей неприхотливости в процессе ухода и высокой работоспособности. Плюсом породы является долгожительство среди прочих тяжеловесных коней.

По сравнению с Шайрами в высоту они немного ниже, до 1,7 м. Масть Брабансонов может быть гнедой с оттенками чалого либо рыжего.

Суффолкские тяжеловозы

Порода лошадей тяжеловозов Суффолк относится к одной из старейших на востоке Англии, впервые упомянутой еще в XVI столетии. Описание Суффолкских лошадей выделяет их среди прочих тяжеловозов толстыми ногами с округлыми копытами. В росте они достигают от 1 м 63 сантиметров до 1,7 метра, а вес набирают до 1,0 т. Наиболее распространенными мастями Суффолков являются светлые и темные оттенки рыжего, в некоторых случаях встречаются каштановые окрасы лошадей.

Першероны

Французских гигантов Першеронов начали разводить в XIX столетии, после чего порода получила широкую известность за короткие сроки. Это одни из наиболее габаритных представителей, выделяющиеся из общей массы весом и ростом. Известны некоторые особи, высота которых более 2,0 м.

Описание Першеронов характеризует этих лошадей как аристократически сложенных. Своей конституцией они обязаны Арабским представителям, взявшим от них небольшие уши и выразительные глаза, легкость в движениях, серую в яблоках и вороную масть. В отличие от большинства лошадей тяжеловозов, на конечностях Першеронов в редких случаях присутствуют так называемые «щетки».

Шайры, Суффолки и Першероны вместе с Шотландскими тяжеловозами выступили прародителями новой породы: появился Австралийский тяжеловоз.

Породы иностранной селекции

Тяжеловесы в странах Европы использовались с незапамятных времен. Их чтут, ими гордятся, и история их разведения началась задолго до того, как стали официально признаваться породы. Они разошлись по всему миру, и их кровь используется для выведения новых пород и закрепления положительных качеств уже существующих. Некоторые из давно выведенных пород популярны и в наше время.

Першерон

Першерон – порода, которую французы получили при скрещивании арабских скакунов с местными представителями лошадей. Результатом стали прекрасные и трудолюбивые кони, которых характеризует:

  • Серый, иногда вороной окрас,
  • Телосложение сухое и крупное,
  • Крепкие ноги,
  • Удлиненная спина и мощный круп,
  • Длинная шея и пышная грива,
  • Высота 1,7м в холке.


Лошадь породы Першерон Красивый конь по характеру добр и послушен. Отличается огромной силой и энергией.

Шайры


Лошадь породы Шайр Шайры стали предками Брабансонов, которых завезли в Англию еще в 12 веке. Это одна из самых древних тяжелоупряжных пород. Вначале ее использовали исключительно как военную, а когда войны закончились, стали применять в мирных целях на полях Англии. Они отличаются могучими и величавыми формами. Породу видоизменили по приказу короля Англии, которому требовались кони высотой более 1,5м. Они обладают:

  • Огромным весом до 1-1,2т,
  • Большой высотой – 1,78м,
  • Мощной и глубокой грудью,
  • Пышными фризами от скакательных суставов,
  • Вороным или гнедым окрасом с пятнами на разных участках тела.

Брабасоны

Брабасоны также относятся к древней породе лошадей, которые стали родоначальниками современных разновидностей.


Лошадь породы Брабасон

Характеризуются гармоничными и пропорциональными формами, которые сохранились на протяжении веков. Порода представлена рыжими и гнедыми окрасами.


Кобыла и жеребенок породы Брабасон

Лошади быстро созревают, легко привыкают к новому содержанию, нетребовательны к кормам. Весом и высотой они мало отличаются от шайров. Экстерьер дополняют развитые мышцы и сухая конституция. А учитывая покладистый характер и отличную работоспособность, говорить об их популярности не приходится.

Новоалтайская

Новоалтайская, или Чарышская — российская порода мясных лошадей. Порода была запланирована советскими зоотехниками для выращивания на Алтае, она близка к тяжеловозам, но благодаря селекции отличается увеличенным весом мяса при сохранённой непритязательности.

Хотя зачатки породы встречаются с 1920-х, работа по выведению породы была начата в 1978 году, а официальное утверждение породы произошло в 2000 году.

Мускулистая лошадь со значительной головой, новоалтайская также пригодна для получения молока, верховой езды или легкой пашни. Хотя лошадь также распространилась в Казахстане, она считается редкой породой с примерно 2000 экземпляров в 2016 году.

Интересные факты о лошади

Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:

  • предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
  • самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
  • эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
  • стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
  • выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.

Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.

Внешний вид

По своему внешнему виду Владимирский тяжеловоз значительно отличается от других лошадей. И самая главная характеристика животного – это его размер. Так, масса лошади может колебаться в диапазоне от 1000 до 1200 килограммов. Высота в холке обычно не превышает показатель в 170 сантиметров, в длину конь может достигать 175 сантиметров, а ширина груди по-настоящему велика и составляет около 2 метров. Кроме того, отличается по своим габаритам и пясть – она может достигать 30 сантиметров в длину. Череп также имеет довольно крупные габариты, а шея весьма длинная.

Также ветеринары и ученые выделяют косые лопатки и хорошо развитые длинные ноги.

Несмотря на то что шерсть коня довольно короткая, она отличается особенной густотой. По всему туловищу могут встречаться светлые пятна (в частности – нижняя часть ног обычно окрашена в светлые тона). Хвост и грива у тяжеловеса густые и длинные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector